Русская гармонь. Появление первых русских гармоней.

Автор
Опубликовано: 959 дней назад ( 6 февраля 2015)
Блог: NikitaStepnoi
0
Голосов: 0
Время появления в России первых гармоник датируется 1830-ми годами. Между тем первыми русскими гармониками были миниатюрные органы-позитивы, когда на них еще в 80-е годы ХVIII века жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником (1720-1799) в качестве источника звука были применены проскакивающие под действием струи воздуха металлические язычки. Воздух нагнетался здесь не горизонтальным движением меха, а вертикальным.

В 1830 году первая ручная гармоника - инструмент системы Демиана попал к тульским мастерам. Согласно данным тульский оружейный мастер Иван Сизов купил немецкую однорядную гармонь на Нижегородской ярмарке и по ее образцу организовал собственный выпуск гармоней. Мастер стремительно расширял свое производство : уже к 1848 году его гармонная фабрика ежегодно производила по 3700 инструментов. Поначалу это были простейшие гармони-пятиклапанки, затем семи- и десятиклапанки.

Изготовление гармоней в нашей стране имело важное отличительное свойство. Если в западных странах достаточно быстро установились основные стандартизированные виды гармоней и их было относительно немного, то в России, в соответствии с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные к особенностям фольклора той или иной местности.
Разновидности русской гармони.

Тульская гармонь. Имела от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, в левой клавиатуре 2 клавиши позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие тоники на разжим, доминанты - на сжим. Уже в 1830 - 40-е годы гармонь, проникая во все новые регионы России, начинает бытовать в самых разнообразных конструктивных вариантах, обусловленных особенностями народной песенности того или иного региона.

Саратовская гармонь. В Саратовской губернии от гармони потребовалась особая звонкость звучания. Поэтому для саратовских гармоней характерно увеличение количества голосов, настроенных "в разлив" - с унисонным и октавным дублированием. Кроме того, саратовские мастера изобрели приспособление - "задвижку" или "движок" для включения и выключения тех или иных голосовых планок. В итоге инструмент мог быть 5-ти или 6-ти голосным. Метрический пульс в саратовских гармонях обострялся наличием колокольчиков - более низкий колокольчик присоединялся к басу, более высокий - к аккорду.

Вятская гармонь Тальянка. Аналогичное явление наблюдалось в созданных несколькими годами позднее вятских Тальянках. Здесь также заметно увеличивается количество унисонных или октавных голосов, звучащих "в разлив", подчеркнутых звонкими разновысотными колокольчиками. Такой тембр делал гармонь незаменимой при организации любого веселья - задорной пляски и аккомпанемента в частушках.

Порой от инструмента требовалось воспроизведение лирических песен, плавных хороводных. Тогда "частое" дыхание, естественное в частушках и плясовых, становилось помехой. В начале 40-х годов ХIХ века были созданы такие конструкции, как Вятские гармони, в которых звучание голосов на разжим-сжим меха при нажатии той или иной кнопки было одинаковым по высоте.

Гармонь Ливенка. Еще большую популярность приобрели Ливенки, производившиеся с 1860-х годов в городе Ливны Орловской губернии. На них появилась возможность воспроизводить мелодическую линию без частой смены меходвижений, обеспечивая особую лиричность звучания. Соответственно, потребовалось увеличение запаса воздуха, а, следовательно, и длины самого меха. На ливенке количество складок меха могло доходить до 40.

Елецкая гармонь. В другой местности Орловской губернии, городе Ельце, в 1880 - 90-х годах появляется Елецкая рояльная гармонь. Ее особенность заключалась в форме клавиш правой клавиатуры, напоминающей аккордеонные ; в начале ХХ века начинают изготавливаться и двухрядные модели с большим количеством клавиш и хроматическим звукорядом.

Среди других разновидностей российских гармоней, появившихся в 1860 - 80-е годы, можно назвать Касимовские (г.Касимов Рязанской губернии), Череповки и Черепашки (г.Череповец Вологодской губернии), Бологоевские (Новгородская губ.), Новоржевские (г.Новоржев Псковской губ.), Петербургские, Сибирские (Северный Урал и Сибирь), целый ряд национальных моделей - Комуз (Дагестан), Пшинэ (Адыгея и Кабардино-Балкария), Кога-Кармонь и Кубос (Марийская и Чувашская респ.), Татарская гармонь.
Популярные русские гармони.

Но самыми популярными гармнони в России стали Венки и Хромки. К концу ХIX века их производство было налажено в больших количествах, а особенно увеличилось в 1920 - 30-е годы. Для них появилось множество самоучителей и нотных сборников. Венские гармони с последней четверти ХIX века распространились как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

Наиболее широкую известность в России получила гармонь хромка. Судя по названию, напрашивается мысль о том, что для хромки уже был характерен хроматический звукоряд. Однако это не так. Хромка вплоть до наших дней остается диатонической гармонью, она имеет лишь несколько альтерированных хроматических звуков (они расположены в верхней части грифа). Вместе с тем хромка стала единственной русской гармонью, в которой звуки правой клавиатуры располагались в обоих рядах кнопок не по секундовому, а по терцовому принципу - то есть стала переходным звеном к освоению гармонистами баяна.
Белобородовская русская гармонь: переходная фаза между гармоникой и баяном.

Существование в российских городах во второй половине ХIX века концертин и других видов хроматических гармоник предполагало наличие аккомпанирующего инструментария (например, фортепиано). Следовательно, это обусловливало ансамблевый характер исполнительства. Гармони, имеющие собственный аккомпанемент, были диатоническими и распространены в традиционной фольклорной практике. А здесь надобности в хроматическом звукоряде никогда не возникало, так как песни и инструментальные наигрыши бесписьменной традиции не предполагали музыкального мышления в рамках хроматической темперации. Однако желания многих любителей музыки и исполнителей-гармонистов были направлены на исполнение не только традиционного фольклорного репертуара, но и образцов городского музыкального быта, а также несложных произведений классической музыки. По этой причине возникла необходимость в появлении конструкций с хроматической правой клавиатурой и аккомпанементом, воспроизводящим басо-аккордовые чередования гармонических функций. В 1878 году по заказу тульского гармониста-любителя Николая Ивановича Белобородова (1828 - 1912) известный в Туле мастер-конструктор Леонтий Алексеевич Чулков (1846 - 1918) изготавливает хроматическую гармонь, в которой к диатоническому ряду правой клавиатуры был добавлен второй ряд, дававший недостающие хроматические полутоны. Звуки в ней при нажатии той или иной кнопки на разжим-сжим меха были различными. Клавиши на клавиатуре располагались по принципу клавиатуры органа (фортепиано), но в иной последовательности (чтобы сохранить на белых клавишах звукоряд тульской гармони, так как на ней при смене меха звуки были разные). Левая же клавиатура представляла традиционный для гармони диатонический басо-аккордовый аккомпанемент - из нескольких звучащих в октаву басов и, соответствующих им мажорных и минорных трезвучий. Данная модель отличалась уникальными звуковыми свойствами, прежде всего красотой тембра - голоса были изготовлены из серебра, использованы ценные породы дерева. Однако Белобородов не совершенствовал инструмент как солирующий: все его внимание было направлено на расширение звуковых и тембровых возможностей. В таких инструментах, изготовленных в 1870-80-х годах мастерами Л.Чулковым и А.Глаголевым (всего было сделано около 20 инструментов), уже можно было встретить регистры-переключатели, акустические камеры, устройства для смягчения звука.

Н.Белобородов создает из своих инструментов трио, затем оркестр. Позднее по заказу Белобородова для его оркестра была создана целая серия оркестровых гармоней: от пикколо до контрабаса. Для гармони своей системы Белобородовым были написаны два руководства : "Школа для хроматической гармоники по системе Н.И.Белобородова" (1880) и "Самоучитель для хроматической гармонии", совместно с И.Ивановой (1893).

Гармони системы Белобородова имели распространение с 80-х годов ХIX века. В начале ХХ столетия их стали вытеснять более совершенные образцы, и к концу 1920-х годов они вышли из употребления.

**********************

источник -

http://www.libnote.ru/stati/260-russkaja-garmon.html

Русская гармонь. Появление первых русских гармоней.
Теги: гармонь
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новинки галереи
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт
Публикации
Народный ансамбль "Калина и Иван Разумов! Россия у нас одна, а душа её в гармони!
19 сентября 2017 - Администратор - 0 - 12
"Зимняя песня" сл. Н.Рубцова муз Г.Заволокина Исполняют народный ансамбль "Калина" Самарская область и Иван Разумов город Киров. http://гармонь-истра.рф/ Я снимаю игру на гармони, людей...
Алексей Истомин!! Россия у нас одна, а душа её в гармони!
19 сентября 2017 - Администратор - 0 - 11
Однажды в Новой старине Бабаевского района Вологодской области зазвучала гармонь и полились милые сердцу звуки и застонала и заплакала душа. http://гармонь-истра.рф/ Я снимаю игру на...
Алексей Ефимов, ансамбль "Калина", Ивлиев,Медведев, Аксенов, Рашид Зиников улица Болотова.
19 сентября 2017 - Администратор - 0 - 12
Мои друзья у меня в гостях. На кухне талантов. На улице Болотова. Алексей Ефимов, ансамбль "Калина", Андрей Ивлиев, Алексей Медведев, Геннадий Аксенов и Рашид Зиников на улице Болотова....
С днём рождения дорогая моя столица, дорогая моя Москва!!! Россия у нас одна, а душа её в гармони!
19 сентября 2017 - Администратор - 0 - 13
Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось. http://гармонь-истра.рф/ Я снимаю игру на гармони, людей которым нравится русская гармонь!...